Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач информатизации современного общества является использование цифровых инструментов в образовании. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создает предпосылки для широкого применения информационных технологий в педагогической практике. Учитывая современные тенденции развития информационных технологий, целью учителей математики является повышение уровня информатизации уроков.
Желание использовать цифровые инструменты на уроках математики продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:
- сформирован социальный порядок включения такой деятельности в систему образования;
- педагогические причины проистекают из необходимости поиска новых средств повышения эффективности обучения;
- компьютер значительно расширяет возможности передачи образовательной информации, позволяет усилить мотивацию к обучению и активно вовлекать учащихся в процесс обучения.
Под цифровыми инструментами в данном случае понимается совокупность электронных средств и методов их работы, используемых для осуществления обучающей деятельности [1].
Можно выделить причины, препятствующие эффективному использованию цифровых инструментов при преподавании такого предмета, как математика.
Во-первых, отсутствие в школе и личном пользовании учащихся и преподавателей необходимого количества компьютерной техники. Учителя математики практически не имеют возможности проводить уроки по предмету в компьютерных классах.
Во-вторых, отсутствие учителей математики, подготовленных на достаточно высоком уровне в области владения компьютерными технологиями.
Изучая различные источники информации, можно сделать вывод, что повышение качества знаний учащихся в процессе изучения математики - одна из актуальных задач учителя математики в современной школе. Несмотря на то, что внедрение цифровых инструментов в преподавание математики связано с возникновением ряда трудностей, оно позволяет разрешить противоречия, с которыми сталкивается современное образование. Информационные технологии позволяют индивидуальный подход к обучению учащихся, несмотря на большую заполняемость классов, охватывать больший объем материала без потери качества усвоения знаний; помогают учителю облегчить процесс проверки знаний учащихся, заинтересовать учащихся изучением предмета и создать условия для самостоятельного изучения.
Важность разрешения этих противоречий обуславливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: как использовать цифровые технологии в деятельности учителя математики для повышения эффективности уроков математики?
Объект исследования: процесс обучения старшеклассников математике.
Предмет исследования: организация учебной деятельности учащихся на уроке математики с помощью цифровых инструментов.
Цель исследования: теоретически обосновать методологию использования цифровых инструментов на уроках математики.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать теорию и практику обучения школьников математике с помощью цифровых инструментов; выявить психологические и дидактические подходы, которые могут послужить основой для применения информационных технологий на уроках математики.
2. Рассмотреть методологию обучения школьников математике с помощью цифровых инструментов.
3. Экспериментально проверить эффективность методов использования цифровых инструментов на уроках математики.
Методы: теоретические: анализ научной литературы, документов; эмпирические: наблюдение.
Практическое значение работы заключается в обобщении опыта использования цифровых инструментов в школьном математическом образовании. Результаты курсовой работы могут быть использованы в работе учителей математики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ШКОЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Обзор научно-педагогической литературы по проблемам использования цифровых средств обучения
Применение цифровых и электронных средств обучения накопило определенный теоретический и практический потенциал в образовании. Одной из первых работ по теме информационных технологий была работа академика В. M. Глушкова, в которой впервые (в русской литературе) появился термин "информационная технология" в общем смысле: "Информационная технология — процессы, связанные с обработкой информации". При таком подходе к определению "информационных технологий" можно сказать, что информационные технологии всегда использовались в образовании, поскольку основным в процессе обучения является процесс передачи информации учащимся. Любая педагогическая технология или методология обучения описывает, как учитель лучше передает информацию ученикам [2]. Мы также можем рассмотреть теоретические исследования В. P. Беспалко [3], П. Я.Гальперин [4], Н. F. Талызина [5], связанные с проблемами программированного обучения. Введение этими авторами в дидактику положений идей кибернетики и теории постепенного формирования мыслительной деятельности учащихся, а также методов алгоритмизации их учебной деятельности послужило попыткой поиска эффективной системы обучения, направленной на значительное увеличение объема изучаемой информации и индивидуализацию обучения [6].
Психолого-педагогическим проблемам использования информационных технологий в обучении посвящены работы многих авторов. В работах Н. F. Талызина[7], Ю.D. Бабаева [8], В. V. Рубцова [9] разработаны психологические основы организации учебной деятельности учащихся с помощью компьютеров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кукушин, В. С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. - М.: Академия, 2004.
2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системах образования: учебник / Е. С. Полат.- М.: Академия, 2002. Беспалько, В. П. Программируемое обучение: дидактический аспект / В. П. Беспалько.- М. Педагогика, 1970.- 300С.
4. Гальперин, П. Я. К теории программированного обучения / П. Я. Гальперин. - М.: Знание,1967.- 44С.
5. Талызина, Н. Ф. Теоретические Задачи Запрограммированного Обучения / Н. F. Талызина. - М. Издательство Моск.ун-та, 1969.- 133с.
6. Загвязинский, В. И. Теория Обучения. Современная интерпретация: учебник. поддержка / В. И. Загвязинский.- 2.. Испр.- М.: Академия, 2004. 192 С.
7. Талызина, Н. Ф. Учебник педагогической психологии. поддержка / Н. Ф. Талызина.- М.: Академия, 1998.- 288с.
8. Бабаева, Ю. Д. Психологическая Формализация / Ю. Д. Бабаева, А. E. Войскунский / / Психол.журнал.—1998.—№1.- П. 88-100 стр.
9. Рубцов, В. В. Дети в век информации / В. В. Рубцов, С. Г. Смирнов / / Вопр. психология.—1987.—№6.- Стр. 172-173.
10. Ершов, А. П. Школьная компьютеризация и математическое образование / А. П. Ершов / / Информатика и образование.— 1992 — №5-6. - Страницы 3-12.
11. Ершов, А. П. Школьная компьютеризация и математическое образование / А. P. Ершов / / математика в школе. —1989 — №1. - 14-30.
12. Гершунский Б.C. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы
/ Б. С. Гершунский.- М. Педагогика, 1987.- 264с.
13. Роберт, И. В. Современное информационно-технологическое образование: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт.- М. Школа-Пресс, 1994. - 205 С.
14. Апатова, Н. В. Информационные Технологии, Школьное Образование / Н. В. Апатова.- М. Педагогика, 1994.- 228с.
15. Извозчиков, В. A. Новые информационные технологии обучения:учебное пособие / В. A. Извозчиков. - СП6.: Издательство РГПУ имени .A. И. Герцена, 1991. 120 С.
16. Беспалько, В. П. Образование и обучение компьютерам (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. - М. Издательство Моск. психол. - соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2002.- 352 стр.
17. Гершунский, В.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико - ориентированных образовательных концепций) / В. С. Гершунский.- М.: Совершенство, 1998.- 608с.
18. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: педагогическая наука реформа школа / Е. I. Машбиты.- М. Образование, 2003. - 192 стр.
19. Лернер, И.Я. Дидактические основы, методические учения / И. Я. Лернер.- М. Педагогика, 1981. - 186 С.
20. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебник. поддержка / В. V. Краевский, А. V. Хуторской. - М.: Академия, 2007.- 352с.
21. Зорина, Л.Я. Системность-качество знаний / Л. Я. Зорина. - М.: Знание, 1978. - 64 стр.
22. Роберт, З. Познавательные эффекты мультимедийного обучения / З. Роберт. - Нью-Йорк: Херши, 2009. - 417 С.
23. Андресен, Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен
24. Жук, А. И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А. И. Жук / / Информатизация образования.—2006. —№2.- Стр. 3-19.